Сиена и Сан-Джиминьяно.

Сиена, в отличии от Пизы и Вероны, своей известностью обязана не драматургу или кривой башне, а конному состязанию под названием палио. Конечно, такое состязание проводится не только в Сиене, но тамошнее - самое известное.
Еще со средних веков Сиена поделена на районы, так называемые контрады, каждая из которых имеет свой герб и флаг. Сначала их было 23, по количеству аристократических родов, населяющих город, осталось 17.
Когда правитель Тосканы запретил сражение быков в 1590 году, контрады организовали скачки на площади дель Кампо. Первые такие скачки были на быках и назывались буффалатэ или асинате. Затем их заменили скачки на ослах, а гонки на лошадях проходили в других местах. Первое Палио в современном понимании было устроено в 1656 году. Поначалу в год устраивались только одни скачки, 2 июля. Вторые, 16 августа, были добавлены позже.
Палио - это состязание не наездников, а лошадей. Если наездник свалился - это никого не волнует, скачку выигрывает лошадь, притом лошадь выбирается с помощью жеребьевки. Собственно скачка длится всего 90 секунд, но народ прется все это посмотреть в том числе и ради предыдущего и последующего после скачек праздника.
Сиена - очень тяжелый для автомобилиста или клаустрофоба город. Для автомобилиста-клаустрофоба это просто смэрть. Город считается одним из наиболее хорошо сохранившихся средневековых городов, стоит на холме, а его крепостная стена прекрасно сохранилась. Въехать за стену на машине, наверное, как-то можно. Но в первый день нам даже парковку около стены не удалось найти.

.

 


Во второй день, покурив карту, мы нашли заныканную под стеной парковку, а рядом с ней, какое чудо, эскалатор. Правда, подниматься по нему с коляской тоже удовольствие ниже среднего.
А дальше ты попадаешь в то, что все путеводители называют каменным мешком. Высокие дома, плотно прижатые друг к другу, узкие улочки, нигде ни деревца и толпы народу. Как я порадовалась, что нам не пришла мысль попереться туда на палио! При всей моей любви к лошадкам!


Впрочем, центральная площадь, пьяцца дель Кампо - дает вздохнуть. Правда, от ее формы укачивает не меньше, чем от Пизанской башни: она вогнутая, в форме раковины. Над ней высится башня на дворце Синьории, а обступают ее высокие, плотно пристроенные друг к другу дома. Впрочем, Лысундеру площадь понравилась: там были голуби, можно было бегать и смачно падать.
Дворец Синьории однозначно стоит посещения, очень интересные росписи залов, особенно зал хорошего и плохого правления.
Кстати, по иронии судьбы, о Сиене всегда говорили, что этот город управляется из рук вон плохо. Соседняя Флоренция, пользуясь этим постоянным хаосом, все время пыталась подмять ее под себя. И, несмотря на очень громкую победу Сиены, когда гиббелины из флорентийского войска перешли на их сторону и подорвали таким образом его боевой дух, Флоренции это таки удалось.

Сиена стала захолустным городишкой, который никого особо не интересовал, поэтому она будто законсервировалась в средневековье.

                   


днозначно, стоит сходить в Дуомо, который, пожалуй, даже круче Флорентийского за счет внутреннего убранства.
Снаружи и изнутри собор отделан белым и зеленовато-черным мрамором с добавлением красного мрамора на фасаде. Черный и белый геральдические цвета Сиены, их происхождение связано с белой и черной лошадьми основателей города, Сения и Аския. Эти чуваки - сыновья Ромула, поэтому символ Сиены - капитолийская волчица.
Раззявив рот на красоты сиенского Дуомо, можно случайно проскочить небольшую дверь, ведущую в библиотеку Пикколомини. Это место, напоминающее сказочную шкатулку, связано с именами двух представителей рода Пикколомини. Первый, Эней Пикколомини, эту библиотеку собрал, а второй, Франческо, построил для нее здание и заказал для него фрески у Пинтуриккьо.
Эней был выпускником Сиенского университета, епископом Сиены, затем кардиналом, а с 1458 года Папой Римским. При этом он увлекался античными авторами и сам писал эротические поэмы по образцу античных . Кроме того, он написал автобиографию под названием Записки о достопамятных деяниях, так вот Ватикан (невзирая на то, что единственная папская автобиография) публикует ее с купюрами. Страсть как интересно, что ж они скрывают! А чувак мог много чего интересного рассказать, учитывая то, что он служил секретарем при нескольких кардиналах и европейских монархах.

 

 


Баптистерий 14го века, который находится на задворках Дуомо, тоже очень крутой и стоит посещения. Главное его найти.

 

 


После Сиены маленький городок Сан-Джиминьяно кажется наполненным воздухом и светом. Он стоит на живописном тосканском холме и оттуда открывается прекрасный вид. Но самое главное, мы попали туда вечером, когда туристы уже в основном рассосались. Вообще это одно из самых посещаемых мест в Тоскане.


Сан-Джиминьяно называют городом ста башен, хотя на самом деле их было около 70ти, а осталось 14, но это очень приличное количество, учитывая то, что в других городах их сохранилось намного меньше. Башни строили аристократические семейства и это были словно замки в городе, поэтому городские коммуны с ними нещадно боролись. Но Сан-Джиминьяно очень недолго сохранял независимость, гвельфы и гибеллины традиционно враждовали, потом еще по этим местам прошлась чума, и город попал под власть Флоренции, стал никому не интересен, и оставшиеся башни не стали трогать.
Одна из башен является жилой, притом жилье тут элитное (хотя окон в башнях почти нет), в ней 10 этажей, а высотой она 48 метров.

Самыми крутыми семействами были Ардиньелли и Сальвуччи. Они так мерялись башнями, что даже забили на запрет подесты не строить башни больше Часовой, в результате чего им пришлось свои башни немного подкоротить.

Каждая башня носит свое название: Башня дьявола (в ней находится музей пыток), башня Рогноза (башня проблем, тут была то ли кутузка, то ли лазарет), Башня Гросса (большая), Часовая башня и тыды.

 

Возле Сиены мы остановились не в агротуризме, а в самом настоящем замке 12го века под названием Монтелискай. Это был один из форпостов Сиенской республики, впоследствии разрушенный флорентийцами, но после восстановленный. И хотя в замке есть все удобства, но обстановка вполне аутентична, да и вид на холмы Тосканы позволяет погрузится в средневековую атмосферу.