Город оторванной руки

 

Жил-был однажды такой себе чувак Дрюон Антигон. Он работал охранником моста и взымал плату за проход по нему. Тем, кто отказывался платить, он отрывал руки-ноги. Но однажды пришел римский воин по имени Брабо и сам оторвал великану руку. И выбросил ее в реку Шельду. Полное свинство, на мой взгляд. Чойта они на шару должны были переправляться?! А город, в который все эти оторвано рукие и ногие стремились, так и назвали: «брошенная рука», «hand werpen».

История Антверпена так же уныла, как и его имя: Герцог Брабантский предоставил право свободной торговли в Антверпене английским, венецианским и генуэзским купцам, в связи с чем город стал очень популярным местом для торговли. Так и повелось: пока во Франциях с Англиями и Италиями пылали кровавые страсти, антверпенцы зарабатывали бабки:  под властью Бургундского дома, потом под властью Габсбургов, во время правления которых в город потекли всякие плюшки из нового света, открылась биржа и была построена ратуша.

Правда, во время Нидерладской революции (а Антверпен исторически это Нидерланды), город поддержал восставших, в связи с чем его разграбили испанцы. При определении государственной границы Бельгии, которая отделилась от Нидерландов в 1834 году, Талейран за взятку включил Антверпен в состав Бельгии.

После разграбления город чувствовал себя экономически не очень хорошо, зато тут буйствовала культурная жизнь, отжигали Ван Дейк, Рубенс и Йорданс.  Потом стал расширяться порт, и Антверпену опять стало хорошо.

Собственно,  архитектура Антверпена является отражением его истории: большой собор для тусовки горожан, ратуша, рыночные площади с домиками гильдий (ужасно похожи на домики в Амстердаме), замок, который на самом деле служил тюрьмой.

Путешествие лучше начать от вокзала, заглянув внутрь. Потом пройтись по главным торговым улицам, застроенным в стиле арнуво  и барокко, прямиком в старый город.  Хотя в путеводителях любят писать, что нужно ориентироваться на башню собора, это фигня – башню видно не отовсюду, поэтому проще идти по указателям.

 

 

 

Собор фасадом выходит на главную площадь Grote Markt, а боковой стороной на Groenplaats, где находится памятник Рубенсу, гостиница Хилтон и много мимими домиков гильдий.

Собор Антверпенской Богоматери, который мило называют Собором Нашей Леди, постороен в стиле не очень пламенеющей брабантской готики, и был заложен в 1352 году, а фактически он не закончен. Как водится, периоды в истории были разные, случился пожар, закончились деньги, поэтому над старым городом гордо возвыщается только одна башня (зато аж 123м в высоту), вместо запланированных двух. Тем не менее, собор внесен в список Юнеско, в нем находятся работы Рубенса, а Отто ван Веена, Якоба де Бакера и Мартина де Воса.

ОргАн собора имеет длину 10 метров и занимает пространство в три этажа. Многие детали в нем все еще оригинальны.

Внутри мы с полпинка нашли всех четырех Рубенсов, но не потому что прочитали подписи, а потому что только Рубенс мог изобразить Христа таким кхм..пышнотелым.

Grote Markt намного красивее своей соседки Groenplaats. Во-первых, там Ратуша с фонтаном Брабо перед ней.  Ратуша построена в 16м веке, когда Антверпен был торговой столицей Европы.

Во-вторых, всю северную сторону Гроте-Маркт занимают роскошные, богато декорированные и украшенные золотыми статуями дома, принадлежавшие различным гильдиям. Все эти здания были построены в ХVI-ХVII веках.

В средневековой Европе ремесленнику без гильдии было никак нельзя. Гильдия защищала интересы своих членов, могла позаботиться о некоторых расходах, помочь детям ремесленника, оставшимся без кормильца, и так далее.

 

Если от площади пройти до реки Шельды, буквально сто метров, упрешься носом в замок Стеен.

Он построен в 13м веке и позволял контролировать реку. В период между 1303 и 1827 гг. использовался в качестве тюрьмы. Сейчас в замке расположен Национальный музей мореплавания (Nationaal Scheepvaartmuseum). В 1963 году перед входом в замок был поставлен памятник Длинному Вапперу, персонажу антверпенского фольклора.

               

Это очень-очень странная фигура. Это великан, согласно легенде живущий в Антверпене и пугающий горожан. Длинный Ваппер, как правило, худ и высок, что позволяет ему быстро переноситься из одного города в другой. Длинный Ваппер появляется ночью и преследует пьяниц при этом он становится всё больше и больше, а когда пьяница добирается до дома Ваппер любит заглядывать к нему в окна. Иногда Ваппер притворяется младенцем и пьет материнское молоко, и снова стремительно растёт. В Антверпене рассказывают, что однажды Длинный Ваппер притворился женщиной, за которой ухаживали четверо. От её имени Длинный Ваппер наказал им всем доказать свою любовь: первый должен был два часа просидеть на кладбищенском кресте, второй — два часа пролежать в гробу под тем крестом, третий — постучать по гробу, а четвёртый должен был с цепью в руках обежать крест. Первый, увидев как второй ложился в гроб, от ужаса упал с креста и разбился на смерть. Второй умер со страху, услышав как третий стучится в его гроб. Третий умер, решив, что дьявол с цепями пришёл за его душой. Четвёртый же сошел с ума, бросился в Шельду и утонул. Совершенно прекрасная история.

Еще в Антверпене стоит посмотреть дом Рубенса (но я про него просто забыла) и, если есть время, зоопарк – он один из самых больших в Европе.

А, ну и алмазы! Как же я забыла. Пару-тройку штук надо купить обязательно.